Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Содержание

Какие аккумуляторы можно восстановить

Сразу констатируем, что не все свинцово-кислотные аккумуляторы подлежат восстановлению. Например, гелевые батареи (GE) и батареи с технологией AGM не подлежат ремонту. Есть, конечно, умельцы, которые заправляют эти типы аккумуляторов высушенным электролитом дистиллированной водой, но после такой реставрации аккумуляторы годятся только для аварийного питания на даче — послушайте радио и включите лампочку на 12 вольт лампочка.

Аккумуляторы этого типа практически не подвержены сульфатированию, хотя, если сильно постараться, сульфатироваться тоже можно. Для такой батареи есть только один способ — переработка. Поэтому дальше мы будем говорить только о свинцово-кислотных аккумуляторах с жидким электролитом.

Можно попробовать реанимировать батарею, если у нее нет емкости. То есть быстро заряжается и так же быстро разряжается. Также по окончании заряда на выводах АКБ выставляется внешне нормальное значение напряжения — 12,66 В (измерено через 10 минут после снятия АКБ с заряда).

Если в батарее закроется одна из банок (обычно это происходит при крошении посуды), то, скорее всего, такой прибор уже не сможет ожить. Характерным признаком внутреннего короткого замыкания является то, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 10,6 В (закороченная батарея) или ниже.

Здоровый! При небольшом отслоении пластин можно попробовать устранить короткое замыкание, тщательно и интенсивно промыв аккумулятор дистиллированной водой. Это поможет смыть осыпающиеся элементы, вызвавшие короткое замыкание снизу.

Скорее всего, даже сломанный аккумуляторный корпус не удастся отремонтировать качественно. Трещину, конечно, можно заклеить или заделать — здесь проблем нет. Будет использован термоклеевой пистолет или обычный паяльник. Но автомобильный аккумулятор работает в очень жестких условиях вибрации и тряски, поэтому рано или поздно этот шов продолжит лопаться, заливая моторный отсек кислотой. И лопнет в самый неподходящий момент. Батарея с утечкой электролита больше не является батареей. Дело не в том, что двигатель не заводится, он не зажигает лампочку. Поэтому от ремонта лучше сразу отказаться. Если только вы не можете использовать эту батарею дома для резервного питания.

неремонтопригодный аккумулятор
от ремонта такого аккумулятора лучше отказаться

Восстановить замерзший аккумулятор автомобиля не получится. Обычно это происходит при длительной стоянке в сильный мороз, если аккумулятор частично разряжен или если плотность электролита выбрана не по сезону. И естественно при внутреннем обрыве батарею оживить не получится. Напряжения на выводах АКБ вообще не будет и с этим ничего не поделать. Если вы не слили кислоту из поврежденной банки, промойте ее простой водой и закройте, воткнув гвозди между пластинами. Лучше открыть поврежденную банку и как следует ее закрыть. Напряжение на всей батарее упадет до 10,6 В, но все будет нормально. Если на даче отключат электричество, мы не останемся без света, и с его помощью мы сможем запитать ноутбук через повышающий преобразователь.

Большинство методов, предлагаемых в этой статье, включают работу с электролитом, который необходимо долить, слить и вылить. Поэтому они подходят для модернизированных аккумуляторных моделей. Но вполне возможно применить их на необслуживаемом аккумуляторе. Для этого достаточно в каждой банке просверлить отверстия в тех местах, где были технологические отверстия для заливки фабрики. Впоследствии их можно закрыть медицинскими блистерными крышками.

Модернизация необслуживаемой батареи

Стоит ли овчинка выделки?

Как видите, существует множество способов восстановления батареи. В основном представленные методы направлены на борьбу с сульфатированием, так как это основная неисправность, возникающая при работе от аккумулятора.

Обращаем ваше внимание на то, что правильно эксплуатировать и вовремя обслуживать аккумулятор намного проще. Это намного проще, чем устранять неполадки позже.

Если у вас есть личный опыт восстановления аккумуляторов и есть чем дополнить статью, ждем ваших отзывов.

Как провести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством

Десульфатация аккумуляторов своими руками

Сначала необходимо проверить плотность электролита в батареях (норма около 1,07 г / см³), а также уровень электролита (при необходимости подкорректировать, добавив дистиллированную воду).

К тому же основная задача — зарядить аккумулятор малыми токами около 8 часов. Зарядное устройство выставлено на 14 В и не более 14,3, при этом ток выставлен на 0,8–1 А. Если зарядное устройство не позволяет установить эти параметры, нужно искать другое зарядное устройство для аккумулятора автомобиля.

В конце концов, вы должны проверить плотность электролита (после первой проверки ничего не должно измениться), но индикатор напряжения должен быть около 10 В. Если это так, отключите аккумулятор от зарядки как минимум на 24 часа.

Также следующим этапом будет зарядка с увеличением силы тока на 2-2,5А, при этом напряжение останется прежним. Сам аккумулятор заряжается 8 часов, после чего проверяется напряжение на аккумуляторе и плотность электролита. Норма должна быть 12,7 В, плотность 1,11–1,13 г / см³.

В том случае, если показатели соответствуют указанным выше, необходимо разрядить аккумулятор с помощью лампочки. Для этого к АКБ подключается лампочка на 9В и аккумулятор разряжается. Главное, не допускать падения напряжения ниже 9В в процессе разряда.

После разрядки аккумулятора снова измеряется плотность. Оно не должно опускаться ниже 1,11–1,13 г / см³. Если все в норме, процесс зарядки и разрядки необходимо повторить. Кстати, плотность увеличится до 1,15-1,17 г / см³.

Затем процедура зарядки и разрядки повторяется снова, доведя плотность электролита до 1,27 г / см³. Когда показатель увеличится до требуемой скорости, десульфатацию аккумулятора можно считать завершенной. Как видите, процесс сброса батареи происходит не быстро, но это позволит на 80-90% оживить батарею.

  • Другой вариант — сделать десульфатор своими руками. Основная задача — заряд не должен превышать 10% емкости аккумулятора, а напряжение должно быть в пределах от 13,1 до 13,4 В. Таким образом, такое устройство представляет собой цепь нагрузки, в которой заряды чередуются с разрядами.

В схеме можно выбрать реле и лампочки на 12 В. Лампочки заряжают аккумулятор и разряжают аккумулятор до определенного уровня, при этом реле отключает нагрузку при достижении желаемой разрядки и включает ее снова при повышении заряда аккумулятора до необходимого уровня.

Как зарядить необслуживаемую батарею
Также рекомендуем прочитать статью о том, как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор. В этой статье вы узнаете, как зарядить необслуживаемый аккумулятор, а также какие тонкости и нюансы нужно учитывать в рамках этой процедуры. Этот образец обычно называют «миганием» при десульфатации батареи. Для контроля напряжения можно добавить в сеть вольтметр или встроить дополнительное реле. Так или иначе, схема работает по принципу пульсации (например, за 4,3 секунды идет разряд 1 А, затем 3 секунды — заряд 5 А. При этом лампы мигают попеременно.

Добавим также, что десульфатация необслуживаемой батареи будет более сложной, так как нет заливных отверстий, что не позволяет контролировать уровень и плотность электролита. Единственный выход — зажечь батарейный отсек, определить уровень и сделать отверстие чуть выше, после чего накачать шприцем дистиллированную воду. Далее отверстие необходимо пропаять.

Однако на практике лучший способ восстановить необслуживаемую батарею — это обычная зарядка и разрядка. То же самое можно сказать и о кальциевых батареях, поскольку вместе с сульфатом свинца образуется слой сульфата кальция, который забивает пластины.

4 Меняем электролит – возвращение к жизни короткозамкнутых батарей

Если жидкость в банках приобрела непонятный цвет: мутный, черный, ее нужно будет заменить. Это происходит в очень старых батареях, которые долгое время не использовались, и в случае короткого замыкания. В общем, если короткое замыкание произошло из-за деформации решеток, то восстановить его можно только физическим вмешательством.

Со старыми батареями это было сделано просто: каждая банка была отдельной. Короткозамкнутую вскрыли и установили новые пластины. Теперь все отдельные элементы заключены в общий корпус, и такое вмешательство сложно, но возможно. Мы расскажем, как это сделать дальше, а теперь как поменять электролит.

Читайте также  Как сделать столешницу из дерева своими руками: из досок, из брусков, полезные советы, фото

Короткое замыкание определяется по черному цвету, как было сказано выше, и по заряду. Все банки начинают выбрасывать газ, но в закороченном этого не происходит. Затем сливаем электролит, извлекая его грушей. Можно из одной емкости, а точнее из всех — заливка свежего электролита не помешает. Затем залейте дистиллированную воду, слегка встряхните корпус и тщательно слейте воду. Не переворачивайте его вверх дном, чтобы ил не застрял между пластинами. Повторяйте, пока вода не станет прозрачной.

В банке с коротким замыканием применяется более радикальный метод. В нижней части корпуса делаем небольшое отверстие 4-5 мм, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Вся грязь уходит, ничего не остается. Отверстие заделывают пластиком с помощью паяльника. Если пластины не деформируются, достаточно будет заменить электролит.

Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Дальнейший процесс выглядит следующим образом:

  1. Заливаем электролит плотностью 1,28. Вы можете предварительно растворить специальную десульфатирующую добавку за два дня. Оставьте на день, чтобы вышел воздух.
  2. Заряжаем током 0,1 А до полного восстановления плотности, следя за тем, чтобы не было бурного закипания и сильного перегрева корпуса. При необходимости выключить, дать остыть. Заряжаем до 14-15 В.
  3. Наблюдаем за показаниями аерометра, убавляем ток и оставляем на 2 часа. Если плотность за это время не изменилась, прекратите зарядку.
  4. Разряжаем током от 0,5 А до 10 Вольт. Если индикатор достигает этой отметки до 8 часов, цикл повторяется. В противном случае заряжайте только до номинального значения.

А теперь о замене пластин в неразъемном аккумуляторе своими руками. Обрежьте пластик сверху. Перемычки, выходящие на соседние банки, отсоединяем любым способом: распаиваем или разрезаем. Вынимаем пакет и хорошо промываем водой, чтобы смыть остатки кислоты. Теперь ищем, где он закрывается. Рассмотрим пластины и диэлектрик. Задача: найти частицу, соединяющую две пластины.

Нашли — ну снимаем. Сначала следует промыть, удалить все остатки, поместить пакет. Восстанавливаем перемычки, обклеиваем крышку клеем, эпоксидкой или плавим паяльником. Залейте электролит и зарядите. Если пластины покоробились, их можно использовать от другого старого аккумулятора, выбрав наименее поврежденную упаковку.

Все работы необходимо проводить в перчатках и в помещении с достаточной вентиляцией, желательно на воздухе: серная кислота и газы могут быть вредными для здоровья.

Признаки того, что аккумулятор скоро выйдет из строя

Как узнать, разряжена ли батарея? Основными признаками надвигающейся катастрофы являются:

  1. Быстрая зарядка и быстрая разрядка. «Разряженного» аккумулятора обычно хватает на несколько попыток запуска. Если включить дальний свет при выключенном двигателе, то через 10-15 минут напряжение на выводах АКБ значительно упадет (до 11,5 В и ниже). Это означает, что аккумулятор серьезно разряжен.
  2. Трудный старт. Даже при полностью заряженном аккумуляторе стартер крутится с усилием. И не только на морозе, но и в теплом гараже или летом.
  3. Повышенный саморазряд. Напряжение на полностью заряженной, отключенной батарее через день или два, а иногда даже за ночь значительно падает.

Как избавиться от сульфатации?

Первое средство подходит только для ремонтопригодных аккумуляторов. Для реализации понадобится зарядное устройство, прибор — плотномер электролита (ареометр), мультиметр и лампочка — потребитель на 12 В.

Важно! Мощность лампы берется в соответствии с этим расчетом: емкость аккумулятора (например, 45 Ач) умножается на коэффициент 0,1 и на значение напряжения (12 вольт). В данном случае мощность составила 45 х 0,1 х 12 = 54 Вт.

Сброс вышедшего из строя аккумулятора выполняется в следующем порядке:

  1. Полностью зарядите аккумулятор до 10% от емкости.
  2. Проверить ареометром значение плотности во всех банках, оно должно быть 1,27 единицы. Если плотность «не достигает» указанного значения, добавьте электролит и зарядите аккумулятор в течение 30 минут.
  3. Подключите лампу к клеммам и разрядите аккумулятор, периодически измеряя напряжение. Не забудьте записать время начала разряда.
  4. Когда напряжение упадет до 10,2 вольт (полный разряд), выключите лампочку. Если процесс занял более 8 часов, аккумулятор находится в приемлемом состоянии (скорость разряда нового аккумулятора составляет примерно 10 часов).
  5. Когда закончите, зарядите аккумулятор до 100% и зарядите его в машине. Не оставляйте блок питания полностью разряженным.

Зарядка аккумулятора для десульфатации
Процедура позволяет частично или полностью вернуть утерянную емкость аккумулятора. Чтобы сбросить аккумулятор с необслуживаемого корпуса, воспользуйтесь другим методом:

  1. Найдите зарядное устройство, которое может обеспечивать малый ток — от 0,5 до 2 А с функцией периодического отключения.
  2. Заряжайте аккумулятор не менее 2 дней, периодически измеряя напряжение.
  3. Отключите зарядное устройство и проверьте напряжение в течение 2 часов. Если он не упал, попробуйте поставить аккумулятор на машину, иначе он будет заряжаться дальше.

Для получения положительного результата время зарядки может составлять 50 часов и более. Предпочтительно использовать зарядное устройство с функцией десульфатации: оно будет подавать ток 2 А через равные промежутки времени.

Как диагностировать автомобильный Аккумулятор

Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Прежде чем приступить к диагностике устройства, его необходимо удалить.

Примечание! Сначала снимается отрицательная клемма. Однако после установки он подключается последним.

Уровень электролита

Рекомендуется проверять уровень и плотность аккумуляторного раствора не реже одного раза в три месяца. Уровень проверяется с помощью стеклянной трубки (внутренний диаметр должен быть 4-5 мм) через заливные отверстия.

Трубку следует опустить до конца, внешнюю просвету плотно заткнуть пальцем и снять. Допустимый уровень электролита в аккумуляторе должен составлять 12-15 мм.

Если в аккумуляторе есть трубка, уровень может быть на 3-5 мм выше.

Плотность электролита

Второй показатель — плотность электролита — играет не менее важную роль, поэтому за ним нужно следить.

Можно проверить ареометром, рекомендуемая температура должна быть + 25 ° С.

В процессе эксплуатации плотность жидкости может меняться, полный разряд — это полный заряд, показатели могут меняться на 0,15-0,16 единицы.

Высокий уровень плотности может стать причиной быстрого износа устройства; при низком уровне плотности запуск двигателя займет много времени и будет проблематичным.

Уровень заряда батареи

Чтобы проверить индикатор заряда автомобильного аккумулятора, воспользуйтесь вилкой для зарядки. Это устройство имеет вольтметр, переключатель нагрузочного резистора, ручку и два контакта.

Кроме того, заряд можно определить исходя из выходного напряжения, для этого понадобится мультиметр и вольтметр (важно отключить минусовую клемму).

Современные устройства оснащены индикатором, показывающим уровень заряда аккумулятора. Если устройство заряжено, индикатор горит зеленым, разряженный — белым или красным.

Для зарядки автомобильного аккумулятора необходимо использовать зарядное устройство, являющееся источником тока: подключите положительный контакт к положительному полюсу, отрицательный — к отрицательному.

Другие неполадки АКБ

Другие проблемы с аккумулятором

Вторая наиболее частая неисправность аккумуляторов — это разрушение и отслоение их пластин, что легко определить по черному цвету электролита. Если поломка серьезная, реанимировать такую ​​батарею будет проблематично.

Кроме того, соседние плиты могут быть элементарно закрыты из-за их деформации или скопления на дне шлама, образовавшегося в результате их дробления. Контакт электродов обычно происходит в одном из аккумуляторных блоков. При этом в неисправной банке электролит при зарядке не закипает, либо это происходит с задержкой, а напряжение не поднимается или почти не растет.

Однако если полностью разряженный аккумулятор долгое время хранить в холодном состоянии, кислотный электролит в этом аккумуляторе может просто замерзнуть. Возможность восстановления батареи в этом случае будет зависеть от последствий воздействия низких температур.

Приступаем к восстановлению

Наиболее частые неисправности аккумулятора — сульфатация, испарение электролита и отслоение пластин.

Устранение осыпания

Крошение пластин стараемся вылечить промыванием аккумулятора. Сливаем электролит, заливаем дистиллированной водой, энергично встряхиваем аккумулятор и сразу его разряжаем. Повторяем процесс до тех пор, пока куски раскрошенной платины не перестанут выходить вместе с водой, а слитая вода не станет прозрачной. После мойки залить в аккумулятор электролит (новый, а не разряженный), зарядить до напряжения 13,8 В при подключенном зарядном устройстве (заряжен на 100%). Проверяем плотность (см. Таблицу ниже), при необходимости доводим до нормы, выравниваем по всем банкам. О том, как уравнять плотность, вы можете прочитать в следующем разделе. Если стирка не устранила короткое замыкание, аккумулятор, к сожалению, придется утилизировать.

Промывка

Здоровый! Аккумулятор даже без электролита много весит, поэтому промывать лучше по одному — так контролировать процесс проще и удобнее.

Выкипание и низкая плотность

Здесь нужно убедиться, что уровень электролита во всех банках в норме. Если какая-то пластина «засохла», аккумулятор явно не выдержит. Для измерения уровня электролита воспользуемся самодельной пипеткой Мора, прозрачной стеклянной или пластиковой трубкой. Например, подойдет тонкая трубочка для коктейля или сока в тетрапакете.

Читайте также  Как сделать блок питания 12В своими руками - схема и описание

пипетка Мора

Откручиваем крышки от аккумулятора (на без присмотра — делаем дырочки), опускаем трубку в банку до соприкосновения с посудой. Соединяем пальцем верхний конец трубки, вытаскиваем. Уровень электролита в трубке должен быть не менее 1 см, если уровень ниже, долейте в баллончик дистиллированную воду. Повторяем операцию на всех банках. Заряжаем аккумулятор. Как только напряжение на клеммах поднимется до 13,8В (заряжен 100%), мы прекращаем зарядку. Замеряем плотность (см. Таблицу ниже), при необходимости доводим до нормы, выравниваем по всем банкам. Вы можете прочитать, как выровнять плотность в следующем разделе.

Важно! Необслуживаемые батареи также склонны к испарению, хотя они кажутся герметичными. В таких батареях электролит испаряется через предохранительный клапан. Поэтому стоит измерить уровень электролита в нем.

Если нет пипеток Мора или пробирок для коктейлей, уровень можно измерить с помощью автомобильного ареометра.

Автомобильный плотномер

Опускаем ареометр в банку до касания иглой посуды. Берем как можно больше электролита грушей. Если нам удалось набрать в шприц хотя бы 20-25 мл, уровень можно считать нормальным.

О чем говорит плотность электролита и как её выровнять

Теперь о плотности электролита. Если плотность нормальная, по ее показаниям можно судить о степени заряда аккумулятора. Также это можно сделать гораздо точнее, чем измерять напряжение на выводах. Но при условии, что плотность заряженного аккумулятора выбрана правильно и известна. Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе? Это можно легко определить из приведенной ниже таблицы.

Нормальная плотность электролита и точка его замерзания при разной степени заряда аккумулятора

Плотность при 15 ° СНапряжение на клеммах без нагрузкиСтепень заряда, %Температура замерзания электролита, ° С
1,271,266100-60
1,2612,6094-55
1,2512,5487-50
1,2412,4881 год-46
1,2312,4275-42
1,2212,3669-37
1,2112.3062-32
1,2012,2456-27
1.1912,1850-24
1.1812,1244 год-18
1.1712.0637-16
1,1612.0031 год-14
1,1511,9425-13
1.1411,8819-одиннадцать
1.1311,8212,5-девять
1,1211,766-восемь
1.1111,70-7

Также, ориентируясь на плотность электролита, вы можете оценить, насколько безопасно парковать машину на долгое время на морозе. Из таблицы хорошо видно, что с уменьшением степени заряда температура замерзания электролита катастрофически увеличивается. Таким образом, гарантируется, что если оставить недостаточно заряженную батарею в условиях сильного мороза, она погибнет, так как замерзшая батарея не может быть восстановлена.

Во время работы от аккумулятора плотность электролита может меняться в ту или иную сторону. Кроме того, этому эффекту более подвержены крайние берега. Поэтому периодически необходимо проверять плотность и выравнивать ее. Ставим аккумулятор в заряд и полностью заряжаем, ориентируясь на напряжение на выводах. Как только оно поднимется до 13,8 В при подключенном зарядном устройстве, аккумулятор можно считать полностью заряженным%.

С помощью ареометра измеряем плотность в каждой банке. Записываем показания. Нормальное значение плотности составляет 1,27 г / см³. Если в некоторых банках эти показания выше, электролит в этих банках может быть смешан с электролитом меньшей плотности. Собираем жидкость из бачка с высокой плотностью в ареометр, переливаем в банку с уменьшенным. Мы смешиваем электролит, набирая его в шприц, а затем сливая его.

Выравнивание плотности

Набираем столько же электролита и выливаем в банку, из которой брали. Повторяем операцию до тех пор, пока плотность не станет равной. Теперь необходимо хорошо перемешать электролит, чтобы получить точное значение плотности. Ставим аккумулятор на зарядку небольшим током (1-2 А) на полчаса. Снимаем с зарядки, ждем 15-20 минут и снова измеряем плотность. При необходимости повторите операцию выравнивания.

Что делать, если нет банок с избыточной плотностью, а есть банки с низкой плотностью? Здесь вам понадобится специальный корректирующий электролит. Его плотность составляет 1,33 г / см³, и его можно купить в магазине автозапчастей.

Корректирующий электролит

Корректирующий (восстанавливающий) электролит плотностью 1,33 г / см³

Набираем немного жидкости из низкоуровневой банки в стеклянную емкость. Вместо этого залейте такой же объем корректирующего электролита. Перемешать шприцем (см. Выше), повторить процедуру до тех пор, пока плотность не станет нормальной. Ставим аккумулятор на заряд током 2 А на полчаса до полного смешивания кислоты с водой, измеряем плотность, при необходимости повторяем процедуру.

Если вы зашли слишком далеко, возвращаем на место слитый электролит или дистиллированную воду. Следовательно, мы должны получить одинаковую плотность во всех банках. Допустимый разброс плотности составляет 0,01 г / см³, но чем меньше, тем лучше.

Важно! Если происходит критическое падение плотности, это верный признак начала сульфатирования и требует срочных действий (см. Ниже).

Обычно количество корректирующего электролита выбирается на глаз. Однако существует простая формула, которая позволяет рассчитать количество кислоты, которое необходимо добавить, чтобы получить желаемую плотность.

Формула для расчета количества кислоты

где это находится:

  • Ve — объем удаленного из баллона электролита, см³;
  • Vb — объем электролита в баллоне, см³;
  • н — начальная плотность электролита до коррекции, г / см³;
  • к — конечная плотность, которую необходимо получить, г / см³;
  • — плотность добавляемой жидкости (вода — 1,00 г / см³ или электролитический корректор — 1,33 г / см³).

Важно! Следует отметить, что при использовании этой формулы объемы удаляемых и добавляемых электролитов равны.

Очистка клемм

Окисление клемм, вызывающее выход из строя контактов, чаще всего наблюдается на обслуживаемых аккумуляторах из-за кислотных паров, выделяющихся во время работы аккумулятора. Но это можно наблюдать и на необслуживаемых аккумуляторах. Любопытно, что при такой проблеме маломощную нагрузку можно запитать нормально: радио звонит, свет в салоне или шасси горит. Но стартер не крутится и не крутится с большим усилием. Ничего странного: оксидный слой просто не дает батарее вырабатывать сотни ампер, необходимых для работы стартера. Батарея кажется разряженной.

окисление

Довольно частая неисправность, но если процесс уничтожения не запускается, исправить довольно просто. Снимаем наконечник с клеммы. Перед началом чистки необходимо нейтрализовать кислоту, отложившуюся на наконечнике и наконечнике. Делаем это с помощью 10-20% раствора пищевой соды и обычной зубной щетки.

Мыло

Промываем терминал и наконечник водой, протираем чистой тканью и можно приступать к чистке. Для этого воспользуемся металлической щеткой.

Очистка терминала

Если кисть большая и не входит в отверстие для наконечника, используйте грубую наждачную бумагу или металлическую щетку. Чистим до блеска. Снова промыть содовым раствором, затем водой и высушить тряпкой.

Чистка наконечников

Накладываем наконечник на клемму, затягиваем и густо смазываем всю конструкцию любой густой смазкой: салидолом, циатимом, техническим вазелином и т.д. Некоторые рекомендуют использовать для этих целей специальную контактную смазку, а производители сего чуда не делают зря время — подписывают свой продукт так: «смазка для клемм АКБ». Все это всего лишь маркетинговый ход — такая смазка на порядок дороже, чем сам циатим, и эффект дает аналогичный, если не худший, эффект.

защитное покрытие

Как проверить сульфатацию и как с ней бороться?

Основная, самая частая и досадная проблема — сульфатирование. Сульфат свинца или сульфат свинца — нерастворимое соединение с диэлектрическими свойствами. При неправильной эксплуатации — глубоком разряде, постоянном недозаряде, хранении в разряженном состоянии — пластины аккумулятора покрываются слоем сульфата свинца, перекрывающим доступ электролита к электродам. Это вызывает увеличение внутреннего сопротивления аккумулятора и уменьшение емкости, которая зависит от размера сульфатной зоны покрытия.

Аккумуляторная посуда
Сульфатированные аккумуляторные пластины

определить сульфатированный ли аккумулятор довольно сложно. Обычно это делают по косвенным признакам: потеря емкости, быстрая зарядка и такая же быстрая разрядка. Для более точной диагностики запоминаем, если аккумулятор был сильно разряжен, измеряем напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе. Если он слишком низкий, имеется постоянный недозаряд, что, скорее всего, означает, что аккумулятор сульфатирован.

Здоровый. В отремонтированных аккумуляторах сульфатирование можно увидеть визуально. Открываем крышку и смотрим в банку при хорошем освещении. Если концы пластин покрыты белым налетом, аккумулятор сульфатирован.

можно ли отремонтировать сульфатный аккумулятор? Если суд не зашел слишком далеко, ситуация не совсем безнадежная. Для десульфатации мы будем использовать тренажер с батарейным питанием. Суть его работы заключается в следующем.

Читайте также  Как просто быстро и легко сделать садовый измельчитель для веток и травы

Аккумулятор заряжается импульсным током, а во время пауз разряжается током, меньшим, чем ток заряда. В результате время зарядки увеличивается и во время тренировки сульфат свинца разлагается и освобождает доступ электролита к пластинам. Если тренажер найти не удалось, его несложно собрать. Для этого потребуется лишь умение паять, минимум знаний в области электротехники и несколько совсем не дефицитных радиодеталей. Например, рассмотрим схему простого устройства для обессеривания автомобильного аккумулятора.

Схема подключения

Напряжение в сети снижается до 25 В и подается на однополупериодный выпрямитель, выполненный на диодах VD1, VD2. Последние подключаются параллельно для увеличения мощности. Кроме того, через амперметр PA1 и управляемый ключ VT1 на аккумулятор подается пульсирующий ток с частотой 25 Гц. Во время наличия пульса аккумулятор заряжается. При отсутствии импульса аккумулятор разряжается через нагрузочный резистор R4. Соотношение зарядного тока и разрядного тока выбирается в соотношении 10: 1. Зарядный ток регулируется с помощью потенциометра R2, питаемого от более простого параметрического стабилизатора, который установлен на R1, VD3. Состояние заряда аккумулятора контролируется вольтметром PA2.

Электромагнитное реле К1 служит для защиты аккумулятора от полной разрядки в случае отключения электроэнергии. Если он пропадает, реле срабатывает и контактами К1.1, К1.2 отключает аккумулятор от зарядного устройства. Контакты, такие как диоды VD1, VD2, включаются параллельно для увеличения мощности. Устройство защищено от короткого замыкания предохранителем FU2.

В конструкции использованы следующие элементы: R1 типа С2-23, R2 — ППБЭ-15, R3 — С5-16МВ, R4 — ПЭВ-15, номинал резистора R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Можно использовать любой стабилитрон VD3, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В. Диоды VD1 и VD2 можно заменить любыми из серии КД242… КД247, с обязательной установкой на радиаторы (обычный можно использовать без изолирующих прокладок.). Транзистору VT1 также необходим радиатор полезной площадью 200 см2. Резистор R4 может состоять из восьми параллельно включенных резисторов мощностью 2 Вт 220 Ом. Транзистор КТ827А можно заменить на зарубежный аналог типа 2СД1672; MJ3521; 2N6057, BDX67 или монтировать на дискретных элементах. Схема такого «транзистора» представлена ​​ниже.

Аналог КТ827
Аналог КТ827 на дискретных элементах

В качестве К1 используется реле типа РПУ с рабочим напряжением обмотки 24 В. При меньшем рабочем напряжении последовательно с обмоткой подключают ограничительный резистор. Также можно использовать реле постоянного тока. Для этого достаточно включить его через диод и отклонить электролитическим конденсатором емкостью не менее 100 мкФ и рабочим напряжением не менее 35 В (соблюдайте полярность).

Если в нашем распоряжении имеется транзистор КТ825 с любой буквой, то вы можете его использовать, но придется менять полярность полупроводникового зажигания и измерительных приборов.

Схема КТ825

Измерительные приборы — амперметр с пределом измерения до 5 А и вольтметр с пределом 15-20 В. Для этих целей удобно использовать микроампер с соответствующими шунтами и дополнительными резисторами.

Ускоренный вариант восстановления аккумулятора

Для тех, кто слишком ценит время, подойдет следующий вариант сброса батареи:

  • Полностью зарядите аккумулятор;
  • Слить начинку;
  • Промойте внутреннюю полость аккумулятора дистиллированной водой;
  • Залейте в аккумулятор раствор Трилона Б (2%) и нашатырного спирта (5%);
  • Через час слить смесь, снова промыть «внутренности» дистиллированной водой;
  • Влейте свежий раствор кислоты;
  • Полностью зарядите устройство.

не исключено, что раствор с Трилоном Б и нашатырным спиртом нужно перелить еще 1-2 раза. Процесс считается завершенным, если при поступлении смеси в устройство не происходит газовыделения.

Восстановление аккумулятора малым током

Начнем с одного из самых распространенных способов восстановления батареи. Он отлично справляется с умеренным сульфатированием и повышенным разрядом аккумулятора. Все, что вам нужно, это зарядное устройство и дистиллированная вода.

Суть метода: аккумулятор заряжается долго, но с короткими перерывами, малым током. На практике это выглядит так:

  1. Аккумулятор заряжается обычным способом, после доливки дистиллированной воды чуть выше нормального уровня. Обратите внимание, что если вы намереваетесь сбросить аккумулятор после сульфатации, вы должны сначала сбросить клеммы аккумулятора. Проще говоря, они должны быть чистыми. Продолжайте заряжать до тех пор, пока не начнется очевидный процесс выделения газа. Тогда аккумулятор может «отдохнуть» минут 20-30.
  2. После паузы снова включается зарядное устройство, но на этот раз ток снижается почти в 10 раз. Она должна составлять примерно одну сотую заявленной емкости аккумулятора. То есть для аккумулятора емкостью 120 А / ч требуется ток 1,2 А / ч. И снова заряда хватает до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
  3. Затем процесс повторяется несколько раз. Обычно для оживления аккумулятора достаточно 8-10 циклов зарядки.

При зарядке следите за тем, чтобы уровень электролита всегда был выше пластин аккумулятора. Когда уровень упадет, необходимо долить дистиллированную воду.

Метод обратной зарядки

Этот метод восстановления также довольно прост и может быть выполнен вручную. По правде говоря, есть степень магистра. Требуется сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока — 80 ампер.

Сама технология предельно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания, а к отрицательной — наоборот. Далее включаем зарядное устройство.

При обратной зарядке аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормально для данной процедуры.

Зарядка аккумулятора от мощного источника должна занять ровно полчаса. После этого электролит разряжается, а сам аккумулятор тщательно промывается горячей водой и регулярно заряжается (разумеется, после доливки новой кислоты). И через 24 часа аккумулятор готов к работе.

Восстановление в дистиллированной воде

Этот метод по праву можно назвать быстрым восстановлением аккумулятора даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для его реализации вам понадобится раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5% аммиака и 2% трилона. Купить его можно практически в любом автосалоне.

Оживить старую батарею в домашних условиях в дистиллированной воде можно так:

  • слить электролит;
  • промываем аккумулятор дистиллированной водой;
  • составить решение Trilon B;
  • в течение часа в аккумуляторе происходит процесс десульфатации;

Во время десульфатации с помощью Trilon B из батареи могут выделяться видимые газы. Не пугайтесь. Это нормальный процесс для такой процедуры, и газы совершенно безвредны для человека. Небольшие брызги также могут появиться из открытых век.

  • промойте аккумулятор несколько раз дистиллированной водой;
  • залейте новый электролит;
  • заряжаем аккумулятор обычным способом.

Как видите, таким способом довольно легко сбросить аккумулятор даже после сильного разряда.

Замена электролита

Это наиболее очевидный и простой способ оживить старую батарею. Правда, не получится при серьезных сбоях, например, если нужно сбросить банку в батарее.

Несмотря на всю кажущуюся простоту, метод замены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто налить старую жидкость и долить новую. В промежутке между этими действиями следует промыть аккумулятор (опять же, отдаем предпочтение дистиллированной воде) и залить теплым раствором воды с пищевой содой примерно на 20 минут. Далее заряжаем аккумулятор обычным зарядным устройством и перезагружаем устройство и VOIL! — ваш старый аккумулятор снова готов к бою.

КЗ «банки» аккумуляторной батареи

Такой перерыв приводит к необратимым последствиям, если вовремя не принять меры. Ведь работоспособность неповрежденных «банок» постепенно ухудшается, так как к ним подводится огромный ток.

Для сброса автомобильного аккумулятора выполняются следующие меры:

  • Идентификация банка, который потерпел неудачу. Во время зарядки неработающий элемент закипает или вообще не работает.
  • Электролитный состав слит из поврежденной канистры. Такие действия выполняются в резиновых перчатках. Ведь при попадании электролита на кожу образуется ожог.
  • Готовятся отверстия, через которые снимаются свинцовые пластины. Их промывают дистиллированной водой.
  • Определение причины короткого замыкания. В старых батареях причина — осадок, который сконцентрирован на дне банки. Поэтому нужно знать, как ополаскивать банку.
  • Свинцовые пластины помещают в чистую банку, заливают электролит.
  • Образовавшееся отверстие тщательно заделывают.

При тщательном выполнении всех процессов источник питания восстанавливается.

как сбросить автомобильный аккумулятор